Понедельник, 20.05.2024, 03:45Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [0]
Литература [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Уроки » Литература

Урок литературы в 10 классе

Тема : «И.С.Тургенев . Рассказ «Хорь и Калиныч» - отражение различных начал русской жизни»

Цели: показ учащимся идейной и художественной ценности рассказа и 

          почему он произвёл  сильное впечатление на читателей 40-х годов XIX

          века;

          развитие навыков анализа художественного текста, нахождения  и

          объяснение роли детали ;

          воспитание интереса и уважения к русскому простому народу

Оборудование: компьютерная презентация

Методические приёмы: индивидуальное задание по карточке, слово учителя, беседа

Ход урока.

I. Оргмомент.

II.Учёт знаний.

Индивидуальное задание по карточке.

       В связи с «Записками охотника» И.А.Гончаров, считавший эту книгу лучшей у Тургенева, писал: «Да, Тургенев-трубадур(пожалуй, первый), странствующий с ружьём и лирой по сёлам, полям, поющий природу сельскую, любовь – в песнях и отражающий видимую ему жизнь – в легендах, балладах, но не в эпосе»

И.С. Тургенев. Рис. Э.К. Липгарта

1. Создалось ли у вас впечатление, что автор «Записок охотника» - «трубодур…странствующий с ружьём и лирой»? Какое изображение писателя показалось вам наиболее соответствующим тому, как вы представляли себе автора «Записок охотника» : автошарж Тургенева, рисунок Полины Виардо или художника Липгарта? Обоснуйте свой выбор.

И.О. Тургенев. Рис. П.Виардо. 1858

 

И.О. Тургенев. Автошарж. 1878

2.Можете вы согласить с тем, что «Записки охотника» - это отражение жизни в песнях, легендах, балладах, «но не в эпосе»? Аргументируйте свой ответ.

 

III.Новый материал.

1. Тема , цели урока.

2. Слово учителя.

 

-2-

        И.А.Гончаров считал «Записки охотника» вершиной художественного творчества Тургенева. «Сколько вы ни пишите ещё повестей и драм,- говорил он ему в письме , - вы не опередите вашей Илиады, ваших «Записок

охотника»: там нет ошибок, там вы просты, высоки, классичны, там лежат перлы вашей музы». Это было сказано Гончаровым в 1859 году, после того, как Тургенев уже создал романы «Рудин», «Дворянское гнездо». Именно «Записки охотника» вошли в золотой фонд классической русской литературы. И это в первую очередь надо сказать о рассказе «Хорь и Калиныч». «Вы и сами не знаете, что такое «Хорь и Калиныч»,- писал Тургеневу Белинский в 1847 году …- Судя по «Хорю…», вы далеко пойдёте. Это ваш настоящий род…Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделаться самим собою».

3.Индивидуальное задание «Россия «живая» в «Записках охотника»

       В январе 1847 года в культурной жизни России и в творческой судьбе И.С.Тургенева произошло знаменитое событие. В журнале «Современник»в отделе «Смесь» был опубликован очерк из народного быта «Хорь и Калиныч». Вероятно, и сам автор, и члены редакции не надеялись на тот шумный успех, который выпал на его долю. Даже место , ему отведённое, было не из лучших: набран был мелким шрифтом, помещён среди заметок на сельскохозяйственные темы.

       Однако читатели не только заметили очерк Тургенева, но и предпочли его другим публикациям. По каким причинам, ведь про крестьянскую Русь писали в то время многие авторы? Объяснил популярность В.Г.Белинский: «Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» ,- писал он, - имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил».Тургенев по-своему подошёл к теме народа. В двух крестьянских характерах он представил коренные силы нации, определяющие её жизнеспособность, перспективы её роста.

        Вдохновлённый успехом первого очерка, Тургенев стал писать другие, внутренне ощущая единый замысел антикрепостнической книги, поэтическим ядром которой оказался «Хорь и Калиныч». И.С.Тургенев нашёл в жизни народа  значимость, общенациональный смысл.

         Из разговоров с Хорем охотник вынес убеждение : «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. Что хорошо – то ему и нравится, что разумно – того ему и подавай…» Тургенев выводит своих героев к природе, сливает с ней, устраняет границы между разными характерами .

         Успех «Хоря и Калиныча» был не случаен: здесь Тургенев выступил как новатор, как зрелый мастер народного рассказа , здесь определился антикрепостнический пафос всей книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных, ярких народных характеров, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с национальным достоинством

-3-

русского человека. Вслед за «Хорем и Калинычем» в «Современнике» в 1847-1851 годах были опубликованы и другие очерки, которые в 1852 году Тургенев собрал и напечатал в отдельном двухтомном издании.

4.Работа по теме урока.

Слово учителя : вы заметили, что «Хорь и Калиныч» неоднократно назывался очерком. Однако следует его считать рассказом, так как основное в нём – широкое художественное обобщение действительности, творческая переработка наблюдений, полученных автором в разных условиях и в разное время. Композиция рассказа непроста, видна разбросанность материала. Поэтому задачей для нашей работы  над произведением  на уроке становится   понятие идейного замысла рассказа и его композиции.

       Вопрос об идейном смысле «Хоря и Калиныча» становился много раз с тех пор, как этот рассказ стал предметом научного изучения. Решать его необходимо с учётом конкретных исторических задач, которые стояли в центре внимания передовых людей в конце 40-х годов XIX века.

       Вспомним, что переживал Тургенев в период пребывания за границей в 1847-1850-х годах: его врагом было крепостное право, он дал клятву бороться с ним, что и делал в своих произведениях всю жизнь. Он становится не бесстрастным художником, а политическим деятелем, рассматривавшим художественное слово как средство борьбы с крепостным правом. Поэтому он видел свою первоочередную задачу в  антикрепостническом смысле рассказа, направленного на борьбу с помещиками-крепостниками.

      В выявлении идейного смысла нам поможет работа над композицией рассказа.

Вопрос учителя. Сколько частей можно выделить в рассказе и какие?

(I часть – это вступительная часть, «выявление резкой границы между породой людей Орловской губернии и калужской породой»)

Вопрос учителя. Зачитайте скупые, но выразительные строки , подтверждающие это сравнение( «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах»)

Вопрос учителя. Прочитайте текст дальше и ответьте на вопрос: «Чем объяснить разницу в жизни крестьян, живших с смежных губерниях?

(Причиной является их неодинаковое хозяйственное положение, разные взаимоотношения с  помещиком: орловские крестьяне ходили на барщину, что отнимало у них много времени и обрекало на нищету, а калужские платили оброк и благодаря этому могли более или менее себя обеспечить.)

Отсюда следует вывод, что если хоть маленькое ослабление зависимости крестьян от помещиков заметно улучшало их судьбу, то как расцвела бы их жизнь при полном освобождении от крепостного права. Именно такой смысл имеет вступительная часть рассказа.

-4-

Вопрос учителя. Что следует далее во вступительной части ? (Идёт характеристика помещика Полутыкина, хозяина Хоря и Калиныча.)

Вопрос учителя. Каким он изображён и о чём это говорит?

(Он изображается Тургеневым сатирически, никчёмным человеком, вечным неудачником. Таким, наверное, хотел видеть дворянство сам автор. Его роль в жизни паразитическая. Он заурядный помещик. Это человек бесталанный, бездарный, что проявляется в его хозяйственной деятельности : «его господская» состоит из двух пустых комнат, он отвлекает Калиныча от дела, сад его в запустении, он не устроил свою личную жизнь. Сама его фамилия говорит о половинчатом,  ненастоящем. Это изображение  подтверждает антикрепостническую  мысль автора)

Так Тургенев подготавливает читателя к восприятию центральных частей рассказа.

Вопрос учителя. О чём узнаём в этих частях?

(Дана история Хоря. Он начал с того, что получил от помещика разрешение уйти из деревни и поселиться в лесу на болоте. «…посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединённых заборами». Описание занятий Хоря , его трудовой семьи говорит о том, что он сумел добиться трудовых успехов.)

Вопрос учителя. Каким автор показывает Хоря? (Он умный, энергичный, волевой, понимал действительность, ладил с барином, умел сколотить и удержать деньги)

Вопрос учителя. С какой целью Тургенев вводит образ Хоря?(Для обобщения: таким хотел видеть писатель крестьянина после освобождения от

крепостного права. Хорь является образчиком крестьянина, который будет обрабатывать землю своим трудом и трудом своей семьи) 

Вопрос учителя. Характеристика Хоря дана в рассказе с большим художественным мастерством : образ его раскрывается постепенно, шаг за шагом, причём Тургенев пользуется любимым приёмом Гоголя- характеризовать человека через его вещи, окружающую его обстановку. Попробуем пойти вместе с И.С.Тургеневым.

-Как описана изба и усадьба Хоря?(«чистые, бревенчатые стены», «липовый стол недавно был выскоблен и вымыт», «между брёвнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков», «в углу перед …образом в серебряном окладе теплилась лампадка») Какое впечатление производит описание? (Зажиточности, хозяйственности)

-Какой видим семью Хоря? (У Хоря – десять сыновей, восемь из них женаты и живут вместе с Хорем) О чём это говорит?(Крепкая семья, имеющая единое крепкое хозяйство, создать которое мог только незаурядный человек. Таким автор показывает Хоря)

-Каков смысл беседы рассказчика с Полутыкиным?(Из рассказа узнаём, что Хорь- умный человек)

 

-5-

- Каков портрет Хоря?(«плечистый, плотный», «высокий, шишковатый лоб», «склад его лица напоминал Сократа», «Он, казалось, чувствовал своё достоинство…»)

 

Вопрос учителя. Какие приёмы использует писатель для  обрисовки образа Хоря? (Прямая авторская характеристика, высказывания героя  по хозяйственным, бытовым и государственным вопросам, сопоставление с Калинычем)

Нас интересует сейчас речь Хоря. Приведите примеры и сделайте выводы.(«баба-работница», «баба мужику слуга», «бабы- народ глупый», речь его насыщена иносказаниями: «Попал Хорь в вольные люди…кто без бороды живёт, тот Хорю и набольший». Скуп на слова. Он пользуется уменьшительными и уничижительными суффиксами : «Что же тележку, батюшка, прикажешь заложить?»)

-Тургенев называет Хоря положительным человеком, практичным и видит в этом его самое основное качество . Поэтому и сравнивает его с Калинычем. Здесь играют роль художественные детали. Какие вы можете привести примеры деталей?

(Когда Калиныч пришёл к Хорю с пучком полевой земляники, Хорь принял его радушно, счёл такую нежность в порядке вещей; Калиныч начинал петь, а Хорь подтягивал, особенно любил он песню «Доля ты моя, доля!»; Хорь гостеприимно отнёсся к рассказчику-охотнику)

Вопрос учителя. Таким ли положительным показывает Тургенев Хоря всё время?( Нет, показаны и тёмные стороны героя: верил приметам, издевался над бабами по-деревенски и т.д.)

Вопрос учителя. Сделайте вывод : каков идейный смысл образа Хоря?(Всё показанное в рассказе делает образ Хоря живым и полнокровным. Основной идейный смысл образа Хоря можно определить как стремление Тургенева

показать способность крепостного крестьянина к энергичной, творческой работе в области хозяйства.)

Вопрос учителя. Но рассказ называется «Хорь и Калиныч».Каково значение для понимания его смысла другого образа- Калиныча? Попробуем разобраться в этом и прийти в выводу.

- Каким видим Калиныча?(Он беден, жил он в «низенькой избе», ходил в лаптях, он был «высокого  роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой», лицо у него было добродушное, он был «человек …кроткого нрава», был натурой эмоциональной, восторженной, склонной к эстетическому восприятию жизни, был близок к природе, чувствовал себя хорошо в глуши леса, на пасеке, пел и умел играть на балалайке)

- Какой приём применил Тургенев в изображении Калиныча?(Контраст с образом Хоря почти во всём: Хорь жил практическими интересами, стремился к обеспеченности семьи, Калиныч – мечтатель и романтик, преобладали у него интересы внутреннего порядка) С какой целью? (Образом

 

-6-

Калиныча Тургенев стремился доказать, что простой народ по природе своей не груб, не лишён переживаний, понимания красоты природы и искусства)

Вопрос учителя. Что ещё, по вашему мнению, является подтверждением лиризма рассказа?(Наличие рассказчика-охотника, принимающего живое участие в описываемых событиях).

 

Слово учителя. Читатель не только видит, но и слышит рассказчика, когда он характеризует действующих лиц или вступает с ними в беседу. В тоне добродушной усмешки ведётся рассказ о доверчивых крестьянах, поддающихся хитрости заезжих торговцев, в сатирическом тоне характеризуется незадачливый помещик Пеночкин, но основной тон рассказа, проявляющийся во всём, что относится к главным героям, к Хорю и Калинычу, - это тон приветливости, сочувствия, любования героями и гордости за родину, за наш народ, за неисчерпаемые богатства его душевных сил, не сломленных веками крепостной неволи. Этот преобладающий оптимистический тон – одна из характерных особенностей рассказа «Хорь и Калиныч».

      В литературной науке установлено, что образы Хоря и Калиныча являются наиболее удачными художественными обобщениями И.С.Тургенева.

      И действительно, Хорь и Калиныч выделялись среди окружающей среды, были людьми исключительными, но тем не менее были типичными, так как в них проявились тенденции народного развития. Писатель верно уловил те черты, которые должны были укрепляться в народе в последующей его истории, при более нормальных условиях общественной жизни.

 

IV. Обобщение. Так в чём же идейный смысл рассказа «Хорь и Калиныч»?

(Смысл рассказа – в антикрепостнической направленности его, в сосредоточении внимания читателей на общественно-политических задачах времени И.С.Тургенева)

V.Домашнее задание .Учебник страницы 215-222- составить тезисы статьи  и доказать каждое положение на тексте рассказа «Хорь и Калиныч» .

Категория: Литература | Добавил: Надюша48 (26.12.2013)
Просмотров: 1285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конструктор сайтов - uCoz