Понедельник, 20.05.2024, 02:26Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [0]
Литература [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Уроки » Литература

Урок литературы в 10 классе

Тема: Музыка как герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели:

образовательная: работать над чтением эпизодов романа «Отцы и дети», развивая умение анализировать текст ;

развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;

воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности И.С.Тургенева, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями музыкального искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой музыкальной культуры

Задачи:

создать мотив обучения через связь материала урока с музыкой;

обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;

обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

совершенствовать навык критического осмысления текста;

развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

Форма урока: урок-беседа

Тип урока: урок изучения художественного текста

Вид урока: анализ текста

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозаписи музыкальных композиций , ЦОР, эпиграф:

                  …вкус и манера восприятия музыки были у Тургенева в высшей 

                  степени богато, широко и глубоко развиты.

                                                                    Б.В.Асафьев

http://www.artscroll.ru/page.php?al=portret_i_s_turgeneva_48740_kartina- портрет И.С.Тургенев                                                               

Методические приёмы: слово учителя, беседа, выразительное чтение, индивидуальное сообщение учащегося

Межпредметные связи: музыкальное искусство

План урока.

I. Оргмомент.

II.Новый материал.

1.Стихотворное  начало урока.

2.Вступительное слово учителя.

3.Просмотр начала фильма «Отцы и дети», 1958г.

4.Беседа по услышанной мелодии.

5.Тема , цели урока.

6.Чтение, беседа по отрывкам из романа .

7.Прослушивание одной из мелодий Франца Шуберта – «Мелодия Любви»

8.Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика творчества музыканта»

9.Прочитаем выразительно отрывки.

10.Сообщение подготовленного (дома) учащегося по теме ««О последней главе романа «Отцы и дети».

III. Обобщение.

IV. Домашнее задание.

 

Ход урока.

 

I. Оргмомент.

II.Новый материал.

1.Стихотворное  начало урока. Звучит музыка Шопена. Ноктюрн фа минор.

http://www.notomania.ru/noty_kompozitsii.php?n=1486

 

(Под музыку учитель читает  стихотворение В. Набокова.)
Взволнован мир весенним дуновеньем,
Вернулись птицы, и звенят ручьи
бубенчиками влаги. С умиленьем
Я разбираю мелочи любви
На пыльных полках памяти. Прохладно
В полях и весело в лесу, куда
Ни ступишь - крупный ландыш. Как вода,
Дрожит лазурь - и жалобно, и жадно
Глядит на мир. Березы у реки -
Там на поляне, сердцем не забытой,
Столпились, и так просто, деловито
Развертывают липкие листки,
Как будто это вовсе и не чудо,
А в синеве два тонких журавля
Колеблются, и, может быть, оттуда
Им кажется зеленая земля
Неспелым, мокрым яблоком...

2.Вступительное слово учителя.

       Музыка является героем многих произведений И.С.Тургенева. В его произведениях «Призраки», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Певцы», «Дворянское гнездо» и других музыка выступает как важный компонент идейно-художественной системы писателя. Он очень любил музыку, искренне восхищался ею. По словам Б.В.Асафьева , «…вкус и манера восприятия музыки были у Тургенева в высшей степени богато, широко и глубоко развиты». « Все переданные им в его же рассказах музыкальные впечатления и описания процесса пения или игры изобличают меткий и обоснованный критический взгляд и вместе с тем яркость восприятия». На самом деле, живость и глубина вдохновенных словесных описаний музыки в произведениях Тургенева покоряют читателя.  Вот как описывает он игру старого музыканта Лемма и восприятие её Лаврецким в романе «Дворянское гнездо» : « Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на свете дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса».

     Музыка вторит кульминации любовной линии -  объяснению главных героев, Лаврецкого и Лизы Калитиной. Описания музыки и её впечатления на героя приводят художника слова к особой инструментовке языка, отбору изобразительно-выразительных средств.

     Зачастую музыка в романах Тургенева является своеобразным критерием оценки действующих лиц, средством характеристики героя. Именно поэтому

я предлагаю включить в анализ романа «Отцы и дети»  и разбор «музыкальных страниц» произведения.  Музыка играет важную роль в сюжете. Она сопровождает героев в имении Кирсанова, в губернском городе, в усадьбе Одинцовой, в господском домике Базаровых. Связаны с музыкой повторное посещение имения Кирсановых  и второй приезд Базарова в дом отца. И во всех случаях музыка помогает понять позицию героев , углубить их характеристику .

3.Просмотр начала фильма «Отцы и дети», 1958г.

http://www.zoomby.ru/watch/lenfilm-otcy-i-deti?utm_source=Yandex_Z&utm_medium=cpc&utm_campaign=6702631

4.Беседа по услышанной мелодии. Каков настрой с самого начала романа?

Поговорим об этом подробно.

5.Тема , цели урока.

6.Чтение, беседа по отрывкам из романа .

Прочитайте выразительно концовку 9 главы романа.

Книга в формате HTML:  http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml

Упражнение гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

 

Вопрос учителя. Как характеризует сцена Базарова? (Нигилистическое отношение Базарова к искусству, в частности к музыке. В представлении Николая Петровича  его музыкальные увлечения соединяются с романтизмом, мечтательностью , а Базаров считает их бесполезными вещами.)

Вопрос учителя. Как относится к этому Аркадий?(Он не разделяет отрицания музыки Базаровым)

Вопрос учителя. А на чьей стороне автор? ( Грубость на музыкальном фоне говорят, скорее всего, что Тургенев не разделяет точку зрения Базарова).

Вопрос учителя. Определите художественно-выразительные средства языка писателя в этом отрывке для определения позиций героев.

7.Прослушивание одной из мелодий Франца Шуберта – «Мелодия Любви»

8.Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика творчества музыканта»

9.Прочитаем выразительно отрывки, в которых Базаров , Аркадий встречаются с Одинцовой в губернском городе и в усадьбе Никольское.

Вопрос учителя. Поняв, что Базаров отрицает и музыку, Одинцова потихоньку возобновляет разговор об искусстве. Как реагируют на это герои? (Базаров опять говорит о ботанике, а Аркадий стал говорить о значении народных мелодий. Позже Базаров сам о себе скажет, что не имеет «художественного смысла»).

Согласимся с Одинцовой, что «художественный смысл» нужен на то, «…чтобы уметь узнавать и изучать людей».

  Эпизод исполнения Катей це-мольной сонаты-фантазии Моцарта.

http://muzofun.net/tune/%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%90%D0%A0%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%AB-сонаты Моцарта

-Что же вам сыграть?
-Что хотите, - равнодушно ответил Аркадий.

-Вы какую музыку больше любите? - повторила Катя, не переменяя положения.

-Классическую, - тем же голосом ответил Аркадий.

-Моцарта любите?

-Моцарта люблю.
Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо...

 («Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо») является кульминацией музыкальной темы в романе.

Вопрос учителя. Почему? («Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, то часть, в которой  посреди пленительной веселости беспечного напева внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…» В этих слова мы понимаем, что Тургенев не оставляет у читателей никаких сомнений, что он не разделяет взглядов Базарова на искусство.)

Прочитаем выразительно отрывок из 21 главы романа, изображающий героев в родительском доме Базаровых.  Василий Иванович, оживившийся с приездом сына, запел из популярной тогда оперы.

Вопрос учителя. Как отреагировал на пение отца Базаров? (Он стал раздражительным, грубым)

Задание учителя. Определите художественно-выразительные средства языка писателя в этом отрывке для определения позиций героев.

      Прослушаем отрывок из 27 главы романа , в котором, находясь дома, Базаров слышит песню деревенских мальчишек.

Аудиокнига http://martand.ru/audioknigi/klassika/ottsy-i-deti-ivan-turgenev-audiokniga.html

Упражнение гимнастики глаз

1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

 

Вопрос учителя. Как он отреагировал и понял эту песню? ( Он понял, что люди смешивают новое и старое в веяниях эпохи. Ему нравится всё-таки «плохое» старое).

10.Сообщение подготовленного (дома) учащегося по теме ««О последней главе романа «Отцы и дети».

III. Обобщение.

     Музыкальные фрагменты, играя важную роль в сюжете «Отцов и детей», во многом являются средством характеристики героев, выявляют их интересы и наклонности, переживания и чувства.

     Необходимо отметить чистоту и ясность языка Тургенева, музыкальности, ритмичности его прозы.

     Повторы, яркие эпитеты, метафоры, выразительные глаголы, ритмичность и гибкость построения фразы делают этот фрагмент романа музыкальным

      При чтении его произведений словно слышишь музыку.

Звучит музыка Моцарта. Соната-фантазия до минор.
Вопрос классу:

- Какие чувства выражает музыка? (Скорбь, чувственность, углублённость, размышления…)
Учитель.
Моцарт был одним из любимых композиторов Тургенева. Его музыка покоряла писателя своим мелодическим богатством, возвышенной чистотой и естественностью выражения чувств. «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей»,- писал Тургенев.
Писатель остро ощущал трагедийные начала моцартовской музыки. Не случайно эти чувства нашли своё отражение в романе «Отцы и дети».

Суперфизкультминутка http://www.zavuch.info/methodlib/392/83285/

 

IV. Домашнее задание.

Прослушивание романса на слова И.С.Тургенева «Утро туманное» http://www.runetmusic.ru/tracks/22517/

Широкая тема «Тургенев и музыка» имеет еще одну важную сторону: отношение музыкантов (прежде всего композиторов) к наследию писателя. Ведь для каждого композитора творчество большого поэта или писателя –неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно почерпнуть текст или сюжет для нового сочинения.

Задание. Среди известнейших произведений:

-опера М. Ипполитова-Иванова «Ася»,

-опера Гольденвейзера «Вешние воды»,

-опера А. Кастольского «Клара Милич»,

-романсы Рубинштейна, Виардо, Абазы.

Напишите эссе : «Почему же нельзя отрицать природу, искусство, любовь?», опираясь на источники Интернет

 

ЛИТЕРАТУРА

1.М.М.Жданов. «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении», издательство «Просвещение», Ленинградское отделение, Ленинград,1972

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

1. http://classic-online.ru/  Классическая музыка.

2.http://www.artscroll.ru/page.php?al=portret_i_s_turgeneva_48740_kartina- портрет И.С.Тургенева

3.http://www.notomania.ru/noty_kompozitsii.php?n=1486- музыка Шопена. Ноктюрн фа минор.

4.http://www.zoomby.ru/watch/lenfilm-otcy-i-deti?utm_source=Yandex_Z&utm_medium=cpc&utm_campaign=6702631- фильм «Отцы и дети», 1958г.

5. http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml- книга в формате HTML

6.http://muzofun.net/tune/%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%90%D0%A0%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%AB-сонаты Моцарта

7. http://martand.ru/audioknigi/klassika/ottsy-i-deti-ivan-turgenev-audiokniga.html-аудиокнига

8. http://www.runetmusic.ru/tracks/22517/- романс на слова И.С.Тургенева «Утро туманное»

9.http://www.zavuch.info/methodlib/392/83285/- суперфизкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Литература | Добавил: Надюша48 (26.12.2013)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конструктор сайтов - uCoz