Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели обучения по литературе в 8 классе:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к
русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других
народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического
опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской
культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического
вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравствен-ном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и
творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями
творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением
выявлять в них конкретно-историческое и
общечеловеческое
Данные цели обусловливают
решение следующих задач:
- осмысление литературы как
особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического
вкуса как особой формы читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного
владения устной и письменной речью;
-формирование
теоретико-литературных понятий как условие
полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных
произведений.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
-Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России
от 05.03.2004 г. № 1089),
-образовательный стандарт основного
общего образования по литературе;
-примерная программа основного общего
образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;
-сборник «Программы общеобразовательных
учреждений» . Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11, 10-11 классы,
«Просвещение», М., 2008 г, 10 издание;
- Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № 1067 от 19 декабря 2012г. «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
-методические рекомендации ОАУ ДПО Липецкого института развития образования
«О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой
области в 2013-2014 учебном году»;
-Устав ОУ;
-образовательная программа ОУ;
-учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год;
- календарный учебный график ОУ на 2013-2014 учебный год.
-Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Информация о внесённых изменениях в
примерную или авторскую программу,
их обоснование
Изменений
в содержание не внесено. Для использования разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий внесено изменение в рекомендованное количество часов, отведённое на
изучение творчества того или иного писателя.
Место и роль литературы в овладении обучающимися требований
к уровню их подготовки в соответствии с федеральными образовательными
стандартами
Расширение
круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы
чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика,
необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить
потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что
должно стать устремлением каждого ученика.
Это
устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного
развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать
художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и
подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу
художественного произведения.
Программа
выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение
общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной
деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом
или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать
различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На
уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической
речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается
использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники,
Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков
рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно
организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её
результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения,
осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными
достижениями, чертами своей личности.
Ведущая
проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.
Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих
авторов. Чтение произведений зарубежной
литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу
включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа,
различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады,
диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Информация о количестве учебных часов, на
которое рассчитана рабочая программа по литературе для 8 класса
Рабочая программа в соответствии с учебным
планом образовательного учреждения, календарным учебным графиком рассчитана на
2 часа в неделю на 35 недель (70 ч.).
Формы организации
образовательного процесса:
- традиционные уроки;
- уроки развития речи ;
- уроки контроля знаний, умений и
навыков;
- анализ текста;
- элементы исследовательской и
проектной деятельности на уроках;
- проверочные работы по пройденным
темам и разделам;
- публичное выступление;
- создание собственных текстов
разных типов, стилей и жанров;
- самостоятельная работа учащихся.
-виды работ по
развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные
сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы
Технологии
обучения:
-технология традиционного обучения;
-технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного
способа обучения;
-технология дифференцированного обучения;
-технология проблемного обучения ;
-личностно-ориентированные технологии обучения;
-технология индивидуализации обучения;
-информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых
компетенций обучающихся
Читательская-
это творческое чтение, освоение
литературного произведения на личностном уровне, умение вступать в диалог
«автор-читатель», способность к пониманию специфики языка художественного
произведения.
Речевая- владение всеми нормами речевой
деятельности при устных ответах,
написание творческих работ различных жанров.
Общекультурная- восприятие литературы как неотъемлемой части национальной
культуры посредством беседы, чтения произведений.
Ценностно-мировоззренческая- понимание
нравственных ценностей и категорий, отражённых в литературе, определение и обоснованность своего отношения
к этим категориям.
Виды и формы контроля
Формы контроля
-индивидуальный
-групповой
-фронтальный
-комбирированный
Виды
контроля
-предварительный
-текущий
-тематический
-итоговый
Информация об
используемом учебнике
Программа реализуется через учебник «Литература.
8 класс» (в 2 частях) под редакцией В.Я.Коровиной, М, «Просвещение», 2008 и способствует решению задач обучения
литературы в школе.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по литературе
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19
века, 20 века.
Ученик
должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик
должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять
тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику
изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать
их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том
числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с
изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским
(родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям
и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и
художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные
произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм
и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть
компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной,
ценностно-ориентационной .
Способны
решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на
необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным
произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о
конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение,
ресурсы Интернета).
Литература для учителя и обучающихся
Литература для
учителя
1.Аркин И.И.
Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.
2.Золотарёва
И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.:
ВАКО,2004.
3.Коровина
В.Я, Збарский И.С. Коровин Литература: 8
класс: Методические советы. – М: Просвещение. 2008.
4.Ерёмина
О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен. 2004.Мапченко
А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя. – М.: Просвещение,2008.
Литература для
обучающихся
1.Коровина В.Я, Журавлёв В.П.
Коровин Литература: 8 класс учебник в 2-х ч. – М: Просвещение. 2008.
2. Коровина В.Я, Журавлёв В.П.
Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…8 класс:
Дидактические материалы по
литературе. - М: Просвещение. 2006.
3.Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM/
Сост. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. - М: Просвещение, 2003.
Мультимедийные пособия.
1.Фонохрестоматия для
учебника литературы 8 класс.
2.Уроки литературы в 8
классе. Издательство Кирилла и Мефодия
|