Понедельник, 20.05.2024, 01:20Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Программы по русскому языку [3]
Программы по литературе [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Рабочие программы » Программы по литературе

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 8 класса (по программе В.Я.Коровиной)

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цели обучения по литературе в 8  классе:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравствен-ном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с     

привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением

выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как особой формы читательской деятельности;

- формирование  и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование теоретико-литературных понятий как условие  полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

 

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089),

-образовательный стандарт основного общего образования по литературе;

-примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений  с русским языком обучения;

-сборник «Программы общеобразовательных учреждений» . Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11, 10-11 классы, «Просвещение», М.,  2008 г, 10 издание;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19 декабря 2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

-методические рекомендации ОАУ ДПО Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Литература»  в общеобразовательных учреждениях Липецкой области  в 2013-2014 учебном году»;

-Устав ОУ;

-образовательная программа ОУ;

-учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год;

- календарный учебный график ОУ на 2013-2014 учебный год.

-Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

 

 

 

 

 

Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу,

их обоснование

Изменений в содержание не внесено. Для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий внесено изменение в рекомендованное количество часов, отведённое на изучение творчества того или иного писателя.

Место и роль  литературы в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки в соответствии с федеральными образовательными стандартами

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по литературе для 8 класса

 

       Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, календарным учебным графиком рассчитана на 2 часа в неделю на 35 недель (70 ч.).

 

Формы организации образовательного процесса:

- традиционные уроки;

- уроки развития речи ;

- уроки контроля знаний, умений и навыков;

- анализ текста;

- элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;

- проверочные работы по пройденным темам и разделам;

- публичное выступление;

- создание собственных текстов разных типов, стилей и жанров;

- самостоятельная работа учащихся.

-виды работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы

 

Технологии обучения:

-технология традиционного обучения;

-технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;

-технология дифференцированного обучения;

-технология проблемного обучения  ;

-личностно-ориентированные технологии обучения;

-технология индивидуализации обучения;

-информационно-коммуникационные технологии.

 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

   Читательская- это  творческое чтение, освоение литературного произведения на личностном уровне, умение вступать в диалог «автор-читатель», способность к пониманию специфики языка художественного произведения.

Речевая- владение всеми нормами речевой деятельности при устных ответах,  написание творческих работ различных жанров.

Общекультурная- восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры посредством беседы, чтения произведений.

Ценностно-мировоззренческая- понимание нравственных ценностей и категорий, отражённых в литературе,  определение и обоснованность своего отношения к этим категориям.

 

 

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный

-групповой

-фронтальный

-комбирированный

Виды контроля

-предварительный

-текущий

-тематический

-итоговый

 

Информация об используемом учебнике

  Программа реализуется через учебник «Литература. 8 класс» (в 2 частях) под редакцией В.Я.Коровиной, М, «Просвещение», 2008 и  способствует решению задач обучения литературы в школе.  

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по литературе

Ученик  должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

 

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

 

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

 

Литература для учителя и обучающихся

Литература для учителя

1.Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.

2.Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО,2004.

3.Коровина В.Я, Збарский И.С.  Коровин Литература: 8 класс: Методические советы.  – М:   Просвещение. 2008.

4.Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен. 2004.Мапченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя. – М.: Просвещение,2008.

 

Литература для обучающихся

 

1.Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин Литература: 8 класс учебник в 2-х ч. – М:   Просвещение. 2008.

2. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…8 класс:

Дидактические материалы по литературе. - М:   Просвещение. 2006.

3.Литература: 8 класс:  Фонохрестоматия  на CD-ROM/ Сост. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. - М:   Просвещение, 2003.

 

 

Мультимедийные пособия.

1.Фонохрестоматия для учебника литературы 8 класс.

2.Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия


Категория: Программы по литературе | Добавил: Надюша48 (26.12.2013)
Просмотров: 1332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конструктор сайтов - uCoz