Понедельник, 20.05.2024, 02:56Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Программы по русскому языку [3]
Программы по литературе [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Рабочие программы » Программы по литературе

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 6 класса (по программе В.Я.Коровиной)

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цели обучения по литературе в 6  классе:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое

 

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

-устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

-свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;

-научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

-способами свободного владения письменной речью;

-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

 

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089),

-образовательный стандарт основного общего образования по литературе;

-примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений  с русским языком обучения;

-сборник «Программы общеобразовательных учреждений» . Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11, 10-11 классы, «Просвещение», М.,  2008 г, 10 издание;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19 декабря 2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

-методические рекомендации ОАУ ДПО Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Литература»  в общеобразовательных учреждениях Липецкой области  в 2013-2014 учебном году»;

-Устав ОУ;

-образовательная программа ОУ;

-учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год;

- календарный учебный график ОУ на 2013-2014 учебный год;

-Положение  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

 

 

 

Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу,

их обоснование

 

Изменений в содержание не внесено. Для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий внесено изменение в рекомендованное количество часов, отведённое на изучение творчества того или иного писателя.

 

Место и роль  литературы в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки в соответствии с федеральными образовательными стандартами

 

 

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Изучение литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

        Преподавание литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

       Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

         Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

       Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

       Литературные компетенции: читательская, речевая, общекультурная, ценностно-мировоззренческая.

 

 

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по литературе для 6 класса

 

 

       Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, календарным учебным графиком рассчитана на 2 часа в неделю на 35 недель (70 ч.).

 

Формы организации образовательного процесса:

 

- традиционные уроки;

 

 

 

- уроки развития речи ;

- уроки контроля знаний, умений и навыков;

- анализ текста;

- проверочные работы по пройденным темам и разделам;

- создание собственных текстов разных типов, стилей и жанров;

- самостоятельная работа учащихся;

-выразительное чтение вслух;

-выразительное чтение наизусть;

-ответы на вопросы;

-виды работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы

 

Технологии обучения:

-технология традиционного обучения;

-технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;

-технология дифференцированного обучения;

-технология проблемного обучения ;

-личностно-ориентированные технологии обучения;

-технология индивидуализации обучения;

-информационно-коммуникационные технологии.

 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

   Читательская- это  творческое чтение, освоение литературного произведения на личностном уровне, умение вступать в диалог «автор-читатель», способность к пониманию специфики языка художественного произведения.

Речевая- владение всеми нормами речевой деятельности при устных ответах,  написание творческих работ различных жанров.

Общекультурная- восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры посредством беседы, чтения произведений.

Ценностно-мировоззренческая- понимание нравственных ценностей и категорий, отражённых в литературе,  определение и обоснованность своего отношения к этим категориям.

 

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный

-групповой

-фронтальный

-комбинированный

Виды контроля

-предварительный

-текущий

-тематический

-итоговый

Требования к работе по литературе в соответствии с подготовкой к ЕГЭ и ГИА

Главным при изучении предмета «Литература» остаётся работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Особое внимание следует уделять методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приёмы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.), формированию умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений.

В 6 классе с целью подготовки к итоговой аттестации в работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения. Особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений.

 

Информация об используемом учебнике

  Программа реализуется через учебник «Литература. 6 класс» (в 2 частях) под редакцией В.Я.Коровиной, -М, «Просвещение», 2008 и  способствует решению задач обучения литературы в школе.  

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по литературе

   К концу учебного года шестиклассники должны знать и уметь:

знать:

 - авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.

уметь:

-  выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Литература для учителя и обучающихся

Литература для учителя

1. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература: 6 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

 2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 класс - М.: Просвещение, 2004 год

3. Полухина В. П. Литература: 6 класс: Методические советы - М.: Просвещение, 2003 год

4. Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004 год

5. Фонохрестоматия к учебнику-хрестоматии для 6 класса.

6. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2006.

 

Литература для обучающихся

 

1.Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

3.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

4.Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

5.Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

6.Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

7.Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

8.Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

 

Мультимедийные пособия.

1.Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

2.Компакт-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Литература, 6 класс


Категория: Программы по литературе | Добавил: Надюша48 (26.12.2013)
Просмотров: 1139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конструктор сайтов - uCoz