Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели обучения по литературе в 6 классе:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к
русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других
народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического
опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы,
эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и
творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение
умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением
выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое
Данные цели обусловливают
решение следующих задач:
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
-овладение способами правильного, беглого и выразительного
чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
-устного
пересказа (подробному, выборочному, сжатому,
от другого лица, художественному) небольшого отрывка,
главы, повести, рассказа, сказки;
-свободному
владению монологической и
диалогической речью в
объёме изучаемых произведений;
-научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о
литературном герое, характеристике героя;
-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
-способами свободного владения письменной речью;
-освоение
лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
-Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России
от 05.03.2004 г. № 1089),
-образовательный стандарт основного
общего образования по литературе;
-примерная программа основного общего
образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;
-сборник «Программы общеобразовательных
учреждений» . Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11, 10-11 классы,
«Просвещение», М., 2008 г, 10 издание;
- Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № 1067 от 19 декабря 2012г. «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
-методические рекомендации ОАУ ДПО Липецкого института развития образования
«О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой
области в 2013-2014 учебном году»;
-Устав ОУ;
-образовательная программа ОУ;
-учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год;
- календарный учебный график ОУ на 2013-2014 учебный год;
-Положение о
структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей).
Информация о внесённых изменениях в
примерную или авторскую программу,
их обоснование
Изменений
в содержание не внесено. Для использования разнообразных форм организации учебного
процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий
внесено изменение в рекомендованное количество часов, отведённое на изучение
творчества того или иного писателя.
Место
и роль литературы в овладении
обучающимися требований к уровню их подготовки в соответствии с федеральными
образовательными стандартами
Важнейшее значение в формировании
духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Изучение литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления
историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения
основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и
анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Преподавание литературы строится с
опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе –
изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе,
от неё к русской литературе XVIII,
XIX, XX веков. В программе соблюдена
системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров
фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей,
знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных
фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с
литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в
6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Одним из признаков правильного понимания
текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков
выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Литературные компетенции: читательская,
речевая, общекультурная, ценностно-мировоззренческая.
Информация о количестве учебных часов, на
которое рассчитана рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа в соответствии с
учебным планом образовательного учреждения, календарным учебным графиком
рассчитана на 2 часа в неделю на 35 недель (70 ч.).
Формы организации
образовательного процесса:
- традиционные уроки;
- уроки развития речи ;
- уроки контроля знаний, умений и
навыков;
- анализ текста;
- проверочные работы по пройденным
темам и разделам;
- создание собственных текстов
разных типов, стилей и жанров;
- самостоятельная работа учащихся;
-выразительное чтение вслух;
-выразительное чтение наизусть;
-ответы на вопросы;
-виды работ по
развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные
сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы
Технологии
обучения:
-технология традиционного обучения;
-технологии, построенные на основе
объяснительно-иллюстративного способа обучения;
-технология дифференцированного обучения;
-технология проблемного обучения ;
-личностно-ориентированные технологии обучения;
-технология индивидуализации обучения;
-информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых
компетенций обучающихся
Читательская-
это творческое чтение, освоение
литературного произведения на личностном уровне, умение вступать в диалог
«автор-читатель», способность к пониманию специфики языка художественного
произведения.
Речевая- владение всеми нормами речевой
деятельности при устных ответах,
написание творческих работ различных жанров.
Общекультурная- восприятие литературы как неотъемлемой части национальной
культуры посредством беседы, чтения произведений.
Ценностно-мировоззренческая- понимание
нравственных ценностей и категорий, отражённых в литературе, определение и обоснованность своего отношения
к этим категориям.
Виды и формы контроля
Формы контроля
-индивидуальный
-групповой
-фронтальный
-комбинированный
Виды
контроля
-предварительный
-текущий
-тематический
-итоговый
Требования к работе по литературе в соответствии с подготовкой к ЕГЭ и
ГИА
Информация об
используемом учебнике
Программа реализуется через учебник «Литература.
6 класс» (в 2 частях) под редакцией В.Я.Коровиной, -М, «Просвещение», 2008 и способствует решению задач обучения
литературы в школе.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по литературе
К концу учебного года
шестиклассники должны знать и уметь:
знать:
- авторов и содержание изученных художественных
произведений;
- основные теоретико-литературные
понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды
сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные
представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы
(начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке;
баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и
прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и
аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж,
литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род
литературы (начальные представления); автобиографичность литературного
произведения.
уметь:
-
выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
- сопоставлять элементы
художественных систем разных авторов и определять их художественное
своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры
героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских
оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и
обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность
произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его
интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному
произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ
по заданной модели;
- использовать различные формы
пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и
другие);
- создавать творческие работы,
которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы,
автобиографии и т. п.;
- отличать стихи от прозы,
пользуясь сведениями о стихосложении.
Литература для учителя и обучающихся
Литература для
учителя
1. Ерёмина О. А. Поурочное
планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература: 6
класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...:
Дидактические материалы: 6 класс - М.: Просвещение, 2004 год
3. Полухина В. П. Литература: 6
класс: Методические советы - М.: Просвещение, 2003 год
4. Турьянская Б. И. и др.
Литература в 6 классе: Урок за уроком - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004
год
5. Фонохрестоматия к
учебнику-хрестоматии для 6 класса.
6. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по
литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2006.
Литература для
обучающихся
1.Альбеткова Р.И. Учимся
читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2.Коровина В.Я. и др.
Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
3.Коровина В.Я. и др.
Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. -
М.: Просвещение, 2008.
4.Литература: 6 класс: Фонохрестоматия:
Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина,
В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
5.Маранцман В.Г. Времена
года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение,
2004.
6.Обернихина ГА, Соколова
Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь
для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
7.Русский фольклор:
Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
8.Шайтанов И.О., Свердлов
М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение,
2006.
Мультимедийные пособия.
1.Фонохрестоматия для
учебника литературы 6 класс.
2.Компакт-диск
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Литература, 6 класс
|