Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Основным содержанием такого сочинения будет именно
лингвистический материал.
Придется рассуждать о различных лингвистических понятиях,
например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах,
глаголах, суффиксах и т.д. Как может быть сформулировано задание С2?
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке
будут включены в экзаменационные тесты?
Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание С2 демоверсии находим в демоверсии 2014г.
http://fipi.ru/view/sections/229/docs/
Внимательно прочитать задание. Обратить внимание на то, что
в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения их необходимо выполнить.
В противном случае снимутся баллы.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся
с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем
основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях
идёт речь в высказывании.
Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности
русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов,
метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о
гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем
вступление
Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
В этом вам помогут следующие слова и выражения: автор анализирует
характеризует рассуждает отмечает доказывает сравнивает сопоставляет
противопоставляет называет описывает разбирает подчёркивает ссылается на...
останавливается на ... раскрывает содержание отмечает важность формулирует
касается утверждает считает, что ... и т.д. Помните, что вступление должно
состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский
сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы
передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и
образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие
окружающего мира. Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из
чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский
писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать
предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не
согласиться с мнением автора высказывания.
или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет
предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи
слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние.
Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения
русского писателя.
или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание
привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для
выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем
основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем
фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора
текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из
текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши
рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя
пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и
указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать
лексические явления, другой - грамматические.
В 2013-2014 году
данное требование соблюдать не обязательно(судя по демоверсии)
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит
синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) -
словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или
стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего
или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль.
Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и
обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел"
(предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть
душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими
словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке
очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный.
Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано
с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору
выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова
"во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они
отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем
заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего
сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во
вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и
фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ... и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль
К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для
выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты
играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной,
точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора
текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё
отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем
сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно
разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
За отсутствие абзацев
снимают баллы.
|