Вступление (введение)
Целью вступления является
подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании вступления можно
использовать следующие приемы:
Небольшое
обобщение в котором необходимо показать, что тема
сочинения-рассуждения актуальна. Например:
1.
Глагол
обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с
жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте
употребления после имени существительного.
2.
В своей
речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают
третье место после имён существительных и глаголов.
Цепь
вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать
внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части
сочинения. Например:
1.
Почему
писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём
заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте
употребления он занимает второе место после существительного?
2.
Почему
в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других
частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
Цитата
в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а
главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
1.
«Местоимения
удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова,
они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о
местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
2.
«Глагол
– самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая,
самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и,
на мой взгляд, оно является правильным.
Помните, что
вступление должно быть небольшим.
Основная
часть
При написании
основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что
существует три вида рассуждений.
Рассуждение-доказательство имеет целью
доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными
языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
Вводные
слова: во-первых, во-вторых,
например, итак, таким образом, следовательно;
Союзы: так что, поскольку, так как, если;
Речевые
обороты:
предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет
предположить.
Рассуждение – объяснение имеет целью
объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или
ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
Для обеспечения
логической связи между предложениями моно использовать:
-Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
-Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…;
это является следствием того, что;
-Вводные слова: например, таким образом.
Рассуждение-размышление включает в себя
объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать
причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило,
в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и
рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему
вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Основными
языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
Вводные
слова: по-моему, на мой взгляд,
как мне кажется, скорее всего, очевидно;
Речевые
обороты: я могу с уверенностью
сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я
согласна с тем, что.
Все названные
виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу →тезис →доказательство
тезиса → выводы.
Подведение к вопросу обычно реализуется
во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в
основной части.
Тезис – это то, что доказывается или
объясняется.
В основной
части обязательно приводятся аргументы.
Аргументы – это доказательства, доводы,
объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
Для связи
тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем
это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это
объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
Заключение.
Приводятся
выводы сочинения – рассуждения.
|